Курская дыра

Прорыв частей ВСУ на территорию Курской области открыл глаза многим жителям региона и соседних областей на положение дел в стране. Неспособность путинской системы соблюдать базовые принципы государственности и управления ставит вопрос о легитимности существующей власти. Многих россиян потрясли видео из поселка Суджи и приграничных сёл, где люди, стоящие в очередях за гуманитарной помощью у некоммерческих организаций, сталкиваются с реальностью войны и хаоса.

Эвакуация граждан из зон военных действий является основополагающей обязанностью власти. Провал в организации вывоза жителей ставит вопрос о неспособности власти выполнять свои ключевые функции. Мы видим в социальных сетях, как жители Курска сами привозят продукты и вещи для пострадавших соседей. Эвакуация происходит силами жителей: на машинах соседей, пешком или на такси, переплачивая в несколько раз, поскольку таксисты отказываются принимать заказы в приграничных районах, так как эта территория является бесконтрольной.

Отсутствие сглаженной работы органов власти, особенно МЧС, при исполнении своих обязанностей является не ситуативной проблемой. Это итог управленческой реформы созданной в постсоветской России. Основой этой системы является авторитаризм. Такой тип управления позволяет де-юре иметь правовую основу для осуществления власти в рамках закона, но по факту система злоупотребляет своими полномочиями и становится источником насилия, коррупции, кумовства, а также политтехнологических, исторических и законотворческих спекуляций.

Обладание широким набором рычагов власти, а также богатым экономическим, территориальным и ресурсным потенциалом является большим искушением для власти, что приводит к её узурпации. Борьба с оппозицией, уничтожение различных форм социальных объединений, контроль за прессой, нарушение прав народов, в том числе на самоопределение, преследование и убийство наиболее опасных критиков власти — всё это стало нормой в путинской России.

В условиях войны, когда страна перестраивается на «военные рельсы», любая более или менее адекватная оппозиционная деятельность на территории страны является угрозой режиму и моментально подвергается остракизму, контролю и атаке со стороны различных властных органов. Если в довоенное время власть пыталась соблюдать приличия в вопросах гражданских и религиозных прав людей, то сейчас мы живём в ситуации, когда от произвола чиновничества не застрахован никто. Если раньше власть скрытно курировала маргинальные, популистские и националистические политические объединения, то сейчас поддержка происходит открыто и напрямую, что создаёт очередной механизм вне юридического, «серого» политического контроля.

Естественно, что при тяжёлых потерях на Украине, когда общество разделено, власть пытается найти «внутреннего» врага, чтобы перенести ответственность за провалы в тылу и на войне на тех, кто представляет для неё угрозу.

Коррупция на всех уровнях. Нехватка базового военного обмундирования и необходимость самому закупать военное снаряжение для участия в войне. Возвращение участников СВО с фронта и острые конфликты с «мирной жизнью». Всё это наносит огромный ущерб статусу президента и власти. Широкий слой политических представителей коренных народов, оппозиционных деятелей, а также религиозных общин становится жертвой системных преследований со стороны путинской системы.

Развязывание преступной войны продолжает подрывать и без того слабую правовую практику. Для удержания контроля над властью используется старая тактика — маленькая победоносная война и культивирование агрессивного национализма. Антимиграционная волна и анти-исламская политика реализуются как через верхние политические институты, так и через маргинальные и националистические объединения снизу.

Для борьбы с инакомыслием принимаются новые статьи и юридические поправки, позволяющие присвоить определённый ярлык или статус как физическому лицу, так и юридическому. Например, вы можете стать иноагентом, террористом, экстремистом. Советская практика клеймения человека «врагом народа» применяется в текущих реалиях с использованием современного полит-лингвистического языка.

«Дыра» на границе с Курской областью отражает то, как власть ведёт многолетнюю борьбу со своим народом за обладание контроля над территорией, ресурсами, людьми, их мыслями и судьбой. Соблюдение прав человека, а также окончание преступной войны невозможно без смены власти и проведения полноценных демократических реформ с участием широкого представительства всех народов страны и дарования им самостоятельности.

РОМАН ОКУНЕВ

Оставьте комментарий